Пастель, бумага

  • Пастелью называют особую технику живописи. Специальные карандаши напоминают мелки и, в общем-то, являют собой разновидность мела, но по свойствам совсем другие, тоже называются пастелью. Само название в переводе с французского языка означает «тесто», примерно такой по консистенции бывает масса в процессе изготовления. Готовыми такие краски выглядят как кусочки мела или карандаши без оправы. Для пастели характерны матовая поверхность штрихов, мягкость и рыхлые края. Для такого вида живописи не потребуется ни палитры, ни кисти, ни разбавителя. Все оттенки подбираются на бумаге или холсте, один цвет ложится рядом с другим, смешивается путем растирания.

    Итальянские художники, в том числе да Винчи, в 16 веке начинают использовать метод, который напоминал пастель. Они пишут картины с помощью черного итальянского карандаша и красной сангины, иногда подкрашивают другими цветами. Пастель такая, какой ее знаем сейчас, появилась в 18 веке, став самостоятельной техникой. Многие картины были выполнены пастелью, придавая бархатистость, некоторое благородство и свежесть тону.

    Работа пастелью требует особой поверхности, так как удержать и закрепить порошок, в которую превращается краска после нанесения, достаточно тяжело. Используют специальную бумагу, шероховатые листы картона или наклеивают на картон холст. Пастель дает разнообразие для разных техник: можно создавать отдельные штрихи, а можно их смешивать, растушевывая пальцем или кистью. Эта хрупкая грань рисунка и живописи придает картине особое очарование. Однако это же является и недостатком, ведь во все времена художники ломали голову, как зафиксировать рисунок, сохранив первоначальный вид произведения. От некоторых фиксаторов пастель теряла свой цвет, поэтому принято, что наилучший способ – использовать рамы со стеклом. Пастель несравнима ни с одним другим видом исполнения, обеспечивая особую манеру, играя цветом и обеспечивая особую близость духа художника и его творения.