Натюрморт

  • Натюрморт дословно переводится с французского языка как «мертвая природа». Жанр достаточно интересный, но если вдуматься – немного странный. Ведь такая «мертвая» природа окружает нас повсюду, застывая в предметах посуды и обихода, игрушках, вазах. Она не вызывает никаких особых эмоций и часто остается и вовсе незамеченной, однако когда оживает на картинах, являющих собой фактически копию реальности, - восхищает и приковывает взгляды. Загадка кроется, скорее всего, в проницательном взгляде художника, которому открывается сущность, которому предметы смогут сказать больше об укладе жизни, привычках хозяев и историях, которые они пережили.

    Искусство застывших предметов в истории

    Поначалу натюрморт в живописи встречается в виде части общей композиции. Ранние картины этого жанра играли практичную роль – украшали створки шкафов или же прятали за собой нишу, наряжая таким образом жилище. Только в 17 веке в Нидерландах жанр приобретает значительное развитие - натюрморты изображают ярко и сочно, иногда с подтекстом. Такие картины, в первую очередь, создавали для демонстрации благосостояния. Так называемые «ученые» натюрморты невозможно было понять без знаний Библии и религиозной символики. Некоторые картины очень ярко изображали трехмерный мир на двумерном холсте, таким образом, считались «обманками».

    Настоящими произведениями искусства стали натюрморты демонстрирующие изобилие. Как например, картины Снайдерса. Его «Лавка чудес» изображает целые груды спелых плодов, заполняющих прилавок. Блеск начищенных весов, блюд и мисок, плетеные корзины, сочные фрукты – все эти детали доказывают невероятную сложность воспроизведения этого буйства красок жизни на холсте. В чистом виде сохранились два натюрморта Караваджо. Его «Корзина с фруктами» удивляет простотой композиции, но становится как бы формулой жанра. Мане, Ван Гог, Ренуар - известнейшие творцы, отдавшие должное натюрморту. Их картинами сейчас возможно любоваться только в музеях.

    Особенности жанра

    Эстетическую ценность привычных вещей изобразить не так и просто. И хотя начинающие художники скорее предпочтут натюрморт пейзажу или портрету, но чтобы картина имела ценность, начальных знаний недостаточно. Фрукты и овощи, вазы и цветы охотно служат неподвижными натурщиками, доступными в любой момент, никак не меняясь со временем. Это, конечно, несколько упрощает задачу. Однако составить натюрморт так, чтобы он не выглядел скучным, и изобразить глубину, складки материи, сложные орнаменты ваз, металлический блеск кувшинов, гладкие поверхности, освещенность по силам только настоящим художникам. Ведь очень сложно передать простоту композиции такой, какой она гармонично вписывается в нашу жизнь. В галерее Алексея Брикова можно увидеть натюрморты с перечисленными выше сложными элементами. Однако выглядят они просто, как будто совершенно реальны. Такая картина может украсить комнату ребенка, столовую или же служить прекрасным подарком.